Давайте разберемся, какие именно чаи пили в России в течение более чем 300-летней истории. Интересно это еще и тем, что в современном мире наши пищевые предпочтения изменяются крайне быстро.
С 16-го века и до середины 19-го века в России был только китайский чай, пили тогда только его. Все было по-другому, и чай был другой: к нам привозили качественный китайский чай, к тому же, доставлялся чай в Россию только земным транспортом, поэтому он был сухой и не мог испортиться.
К концу 19-го века в России появляются индийский и цейлонский чай. Тем не менее, массово пить народ продолжает именно китайский чай. На территории царской России уже в начале 20-го века начали экспериментировать с выращиванием чая на своей территории. Поэтому, потребление различных сортов заморских чаев у нас начало возрастать. Уже в 1960-м году в стране появилось огромное множество чаев: грузинский, азербайджанский, краснодарский. Тем не менее, китайский чай всегда считался наиболее качественным и вкусным.
В 1970-м году случилась катастрофа. Тогда в СССР на государственном уровне было решено полностью отказаться закупать китайский чай. Это было связано с политическими разногласиями между СССР и Китаем. Естественно, в это время сильно возросли закупки цейлонского и индийского чая. Выбирать не приходилось, но эти чаи пришлись по вкусу нашим соотечественникам. Возможно, это было связано с тем, что цейлонский и индийский чай лучше сочетается с сахаром. Потом начали смешивать индийский и цейлонский чай с чаями местного производства. Увы, так началось постепенное ухудшение качественных характеристик чаев, которые поступали в продажу.
Китайский чай в это время поступал в Россию только как контрабанда.
Чаще всего, его завозили через Сибирь.А в 1980-м году вообще было не достать чай. Самый лучший вариант на то время, который получалось достать – это индийский чай первого сорта со слоном. Но и в него добавляли различные добавки чаев низкого качества. Индийский и цейлонский чай содержались в каком-то количестве только в супердефицитных чаях. К ним относились такие марки: «Бодрость», «Грузинский № 36». А вот гранулированный чай вообще не воспринимался потребителем.
Уже тогда начали появляться чаи в одноразовых пакетиках. Потом появились талоны, по которым выдавали чай в магазине. Тогда еще и продавали турецкий чай.
И уже после этого кризиса. Когда чай был большим дефицитом, пришло постепенно время развития в сфере чаепития. Медленно и упорно рынок стал постепенно насыщаться нормальным чаем: цейлонским и индийским. К нам началипривозить знаменитые торговые марки. Например, открытием для российского потребителя стал чай с бергамотом.
И наконец-то начиная с 90-х годов в России рынок начал упорно наполняться разнообразием чая. Качество продукта стало выше. Люди начинают разбираться в чае и чувствовать его вкус. Вернулся на рынок и китайский чай. Упорно возрастало потребление зеленого чая, о котором ранее практически не знали. Перестали быть редкостью элитные сорта чая.
А сейчас по статистике уровень потребления чая в России падает. А все потому, что у нас появилось много альтернатив: кофе, газированные напитки, соки, пиво. Хотя судя по активной рекламе чайных производителей и торговцев, сдаваться они не собираются...